Почему на лыжах фишер нет номеров. Характеристики горных лыж — базовые знания

Каждая лыжа имеет свою маркировку — множество непонятных цифр и букв. Мы расскажем вам, какую информацию содержит маркировка для конькового хода. Ведь чтобы выбрать нужную вам категорию, нужно знать, как расшифровывается та или иная надпись.

Многие задумываются о маркировке, которая находится на лыжах, но не всякий ее может правильно расшифровать, а разбор непонятных цифр отнимает большое количество времени. Далее подробно расскажем, что означают цифры на , а также как использовать информацию кодов, серийных номеров и других обозначений.

Отличается от горнолыжного или классического. Соответственно набор характеристик и рабочих свойств для каждого изделия различен. Коньковый стиль напоминает при движении катание на коньках. На мыске выбиты два обозначения. Они выглядят таким образом: 28\1Q, A5\610 и т.д. Первая цифра или цифра с буквой обозначает маркировку скользящей поверхности, второе сочетание букв и цифр — маркировку конструкции.

Для скользящей поверхности применяется синтетический материал, который определяет долговечность, надежность и скольжение инвентаря. Материал бывает с различной молекулярной массой и количеством графита. Чем выше молекулярная масса, тем больше уровень скольжения и мягкости.

Имеет два типа:

  1. А5 — универсальный холодный тип. Используется при температуре -2 и ниже.
  2. 28 — универсальные теплый тип. Используется при температуре -10 и выше.

Конструкции

Различают две конструкции коньковых моделей:

  1. 115 (15\1) — леденистая трасса, пользуется популярностью при плохой технике. Точка опоры расположена близко к мыску и пятке. Обеспечивает высокий уровень устойчивости и контроль. Недостатки: зарывание в рыхлый снег.
  2. 610 (61Q, 1Q) — мягкая трасса. Точка опоры находится близко к колодке, при этом мысок и пятка мягче. Недостатки: рыскают по ледяной трассе.

Таблица жесткости

При помощи таблицы (см. ниже) можно определить, какой индекс жесткости нужно подобрать для людей с разным весом. В зависимости от уровня спортсмена, физических данных выбирается значение из диапазона жесткости, и таким образом подбираются более мягкие или жесткие . Например: с хорошей техникой катания на больший вес выбираются более жесткие.

Коньковые модели выпускаются с жесткостью medium, которая также имеет свой диапазон. Чаще (в отличие от классики) выбираются более жесткие лыжи из-за лучшего скольжения.

Таблица жесткости лыж Фишер представлена ниже.

Модель Коньковые, мягкий снег Коньковые, жесткая трасса из льда
Вес, кг Диапазон Диапазон
максимум минимум максимум минимум
35 39 44 42 46
40 44 50 48 52
45 50 56 54 59
50 55 63 60 65
55 61 69 66 72
60 66 75 72 78
65 72 81 78 85
70 77 88 84 91
75 83 90 89 98
80 86 94 92 100
85 89 98 95 102
90 93 102 97 105

Структуры на лыжах Фишер

Структура — это рисунок, который наносится специальным шлифовальным камнем на поверхность инвентаря. Рисунки оригинальны и соответствуют каждому типу снега. Форма и глубина рисунков разнообразна.

Ручное нанесение может ухудшить скольжение. Ее легко убрать после парафиновой обработки. Машинную структуру, нанесенную камнем убрать нельзя. Наиболее популярные структуры — это Р5-1 и С1-1.

Серийный номер лыж Fisher: расшифровка

Если посмотреть на боковую поверхность изделия, в районе пятки, то можно также увидеть ряд цифр. Это и есть серийный номер:

  • первая цифра означает длину в сантиментах;
  • вторая — после дроби год выпуска (обозначается двумя цифрами);
  • третья — жесткость;
  • четвертая — номер недели выпуска;
  • пятая — номер серии;
  • шестая — индекс жесткости, на данный момент обозначается штрих-кодом, цифры не пишутся.

Размер лыжи выбирается исходя из веса ездока, при этом учитывается жесткость изделия.

Содержание графита в базах Fisher

Разные базы имеют соответствующее содержание графита. При увеличении процента графита, пористость материала увеличивается, и подсос влаги уменьшается. Холодные базы имеют более гладкую, скользящую поверхность и конструкция у них жесткая. Поэтому процент графита здесь меньше.

  • Speedmax, RCS: Worldcup 28 (Plus) — 10% Worldcup A5 (Cold) — 4,5% ;
  • RCR, SCS, CRS, SC: Worldcup pro — 7,5% Protec — 7,5%;
  • LS: Sintec — 3,5% .

Показатели FA, HR, SVZ

При нужно учитывать не только вес и рост человека, но и его технические способности, физические данные.

Эти показатели есть только на спецлыжах. Они изготавливаются по предзаказу. Данные цифры, наряду со штрихкодами и текстом находятся на наклейке. Можно узнать всю информацию о лыжах, просканировав штрихкод при помощи смартфона.

Каждому весу лыжника соответствует определенный показатель жесткости инвентаря, который задан в достаточно широком диапазоне. Одно и то же изделие может подойти как профессионалу, так и любителю. И оба будут удобно себя чувствовать. С FA хоть и сложнее, но можно хорошо и правильно подобрать изделие.

FA — индекс жесткости, который указывает на характеристику лыжи. Используя данную величину можно выбрать нужную модель. Индекс жесткости для рассчитывается как количество кг веса, которое прикладывается ниже на 7 см от точки баланса, для сжатия лыжи до 0,2 мм.

Следующий показатель HR — зазор который появляется в процессе нажатия на лыжу (в точке ниже на 7 см от точки баланса) половиной веса спортсмена. Здесь берется средний вес лыжника. Сочетание этих двух характеристик HR и FA позволяет сделать оптимальный выбор.

SVZ — характеристика, показывающая насколько изделие отличается от идеального соотношения HR и FA. При помощи этого показателя ведется отбор некачественных изделий, а также подбор пар лыж Фишер.

Из чего делают лыжи Fischer?

Сердечник делают из легкого сотового наполнителя. На некоторых моделях боковые стенки имеют также сотовую конструкцию, напоминающую сетку. Изделие при этом становится очень легким. На начальных моделях использовалась конструкция, где сердечники из дерева имеют воздушные каналы.

В составе несущего материала присутствуют волокна из карбона, для прочности и гибкости. Современный уровень изготовления спортивного инвентаря очень высок. При производстве используются лучшие технологии и последние разработки. использует разные материалы и технологии для разных типов изделий. Например, один подход для изготовления и совсем другой — для гоночных.

Рассмотрим, как изготавливаются модели по новейшей технологии спидмакс (что в переводе означает максимальная скорость). Схема изготовления такова: материал будущего изделия под высокой температурой под прессом спекается, после этого пластик приклеивается к скользящей поверхности.

Можно задаться вопросом, почему так много цифр зашито в этикетку и зачем все эти трудности с расшифровкой маркировки. Ведь можно просто подбирать лыжи по весу. Эта сложная, но качественная и объективная информация нужна лишь для того, чтобы точнее и лучше подобрать инвентарь. Если вы собираетесь приобрести данный товар, то лучше его протестировать. Умение правильно расшифровывать цифры, буквы и аббревиатуру — это еще полдела. Ведь для каждой погоды, разного типа снега лыжи подбираются по-разному.

  • Модели Cold имеют скользящую поверхность А5 - универсальная холодная база на t -2C и ниже (код заводской структуры C1-1)
  • Модели Plus, S-track, Zero имеют скользящую поверхность 28 - универсальная теплая база на t -10 C и выше (-5C и выше до сезона 15-16). Код заводской структуры не изменился — P5-1
  • 30 теплая база светлая база на старый сильно увлажненный снег.

Конструкции лыж Fischer :

115 — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы, обеспечивает наилучшую устойчивость и контроль. Точки опоры (пики эпюры) острые, находятся ближе к мыску и пятке лыжи. Такое расположение повышает устойчивость лыжи. Основные минусы: «втыкание» лыжи и «зарывание» в рыхлый снег.

610 (61Q) — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы, Точки опоры сведены ближе к колодке, что делает более мягкими мысок и пятку лыжи. Такая конструкция позволяет лыже не «втыкаться» и не зарываться в рыхлый снег. Основные минусы: «рыскают» на жесткой трассе и при недостатках техники.

812 (81) - универсальная классическая конструкция

902 (90) - конструкция лыж для мягкой, плохо подготовленной, сыпучей трассы. Гарантирует прекрасное скольжение и уверенное отталкивание в условиях рыхлой трассы.

Fischer Speedmax. Лыжи отличаются от других технологией Cold Base Bonding - холодной склейкой пластика. Так пластик не деформируется от перемены температур (не идет волнами), не меняет своей структуры, лучше скользит, лучше впитывает смазку. При такой технологии лыжа требует меньше шлифовки и скользящая поверхность остается толще, что позволяет провести больше обработок в процессе использования.

Масса лыж — 1030гр. (186см), профиль лыжи 41-44-44.

Производятся 3 разновидности коньковых:

  • Skate Cold (610/1Q)
  • Skate Plus (610/1Q)
  • Skate C-Special (610/1Q)

4 классических пары:

  • Classic Plus (902/9Q2)
  • Classic Plus (812/8Q2)
  • Classic Cold (812/8Q2)
  • Zero+ (902/8Q2)

1 пара для даблполинга:

  • Double Poling (DP)

Fischer Сarbonlite — одни из самых легких лыж в мире. Их масса составляет всего 980гр. (186см). Мысок и пятка из карбона. Сотовый сердечник, стенки лыжи выполнены из сот, стоящих перпендикулярно. Такая конструкция придает больше жесткости лыже, без увеличения массы.

Производятся 2 разновидности коньковых:

  • Skate Cold (610/1Q)
  • Skate H-Plus (115/15)

И 1 классическая пара:

  • Classic Plus (812/8Q2)

Fischer RCS - Пластик, структуры и конструкции такие же, как на самых верхних моделях. Ключевое отличие — RCS тяжелее топовых моделей. Их масса — 1090 гр. (187/197см)

Производится 1 пара коньковых:

  • Skate Plus (115/15)

И 2 пары классических:

  • Classic Plus (812/8Q2)
  • Zero+ (902/9Q2)

Fischer RCR - лыжи для активных любителей. Отлично подойдут для любителей лыжных марафонов, бегающих для удовольствия, а не на результат. Скользящая поверхность — та же WC Plus, что и на RCS, Carbonlite, но сами лыжи чуть тяжелее — 1190 гр. Нанесена новая универсальная Plus структура на -10 и теплее. Конструкция лыж только 115.

  • RCR Skate — 1190 гр. (115)

Модели SCS, CRS, SC

Лыжи Fischer SCS и ниже предназначены для любительского катания «выходного дня». Конструкция у всех 115, которая более устойчива и комфортна человеку со слабой техникой. Скользящая поверхность из менее качественного пластика. Так же эти лыжи значительно тяжелее верхних моделей:

  • SCS — 1270 гр.
  • CRS — 1320 гр.
  • SC — 1360 гр.

Fischer LS (low segment) - начальная модель лыж. Сердечник полностью из дерева с воздушными каналами. С сезона 17/18 лыжи будут производиться с платформой IFP и без нее.

Fischer TwinSkin - серия классических лыж, не требующих мази держания. В колодку вставлен специальный камус из мохера, который цепляется за снег в одном направлении и не мешает скольжению в другом.

Есть 3 варианта:

  • TwinSkin Carbon — 1080 гр., (конструкция 902/9Q2)
  • TwinSkin Race — 1190 гр., (конструкция 812/8Q2)
  • TwinSkin Pro — 1330 гр.

Разница, как обычно, в скользяке и весе, есть отличия по материалу TwinSkin. Лыжи Carbon имеют топовый скользяк WC Plus, легкий сердечник и TwinSkin из 100% мохера. Так же Carbon имеют уменьшенную колодку для улучшения скольжения, это даст преимущество лыжникам с хорошей техникой. Эти лыжи можно использовать на зимних классических марафонах. Race и Pro — более тяжелые лыжи со скользяками как на моделях SCS и ниже. В версии Pro TwinSkin состоит из смеси мохера и искусственных волокон. Race и Pro лучше использовать только для тренировок и прогулок.

Fischer Zero+

Особая линейка классических лыж для сложных погодных условий — при температуре около 0 градусов с перепадами от -3 до +3 градусов. Особенность лыж в том, что они не требуют нанесения мазей держания. Зона колодки сделана из специального материала, длину которого можно регулировать. Удлиняется мелкой наждачкой, укорачивается парафином. Модель отлично подходит для весенних марафонов и лоппетов.

Линейка состоит из 2 пар. Обе имеют топовые скользящие поверхности и конструкцию 902/9Q2. Разница только в массе лыж и способе приклеивания пластика.

  • Speedmax Zero+ (1030 гр., конструкция 902/9Q2)
  • RCS Zero+ (1090 гр., конструкция 902/9Q2)

СТРУКТУРЫ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЫЖ FISCHER

Невозможно воспроизвести один и тот же штайншлифт на двух разных машинах. Должен быть тот же самый камень, тот же самый алмаз, та же самая вода, используемая для промывки. Это значит, что настоящие фишеровские структуры можно сделать только на фабрике «Fischer», и в настоящий момент такая возможность доступна только членам национальных команд, выступающим на этапах Кубка мира. На стоковые лыжи наносятся структуры Р5-1 (универсальная теплая, ранее Р1-1) и С1-1 (универсальная холодная). Они же чаще всего используются и гонщиками уровня Кубка мира. Узкоспециализированные структуры менее распространены.

  • P10-1 для сухого снега при температуре ниже 0°С
  • С1-1 все типы снега, включая свежий, температура ниже -5°С
  • С3-1 для искусственного снега, температура ниже -5°С
  • С8-1 более узкая структура для искусственного снега от 0°С...-10°С
  • С12-1 любой тип снега, -5°С...-15°С
  • P1-1 температура +3°С...-5°С, свежий снег
  • Р3-1 структура на свежий снег, на температуру выше 0°С
  • Р3-2 на старый мокрый снег
  • Р3-3 водянистый снег, от +5°С и выше
  • Р5-0 сухой мелкий снег от 0°С...-5°С
  • Р5-9 структура для классических лыж на старый мокрый снег, температура от 0°С и выше
  • TZ1-1 структура на свежий снег при температуре ниже 0°С
  • P5-1 универсальная структура на температуру от +5°С...-10°С, любой тип снега
  • P22-6 переходная структура на любой тип снега, температура от +5°С...-5°С

ИНДЕКС ЖЕСТКОСТИ FA, HR, SVZ

HR —зазор в миллиметрах , который остается после нажима на лыжу половиной веса среднестатистического лыжника. Нагрузка прилагается на лыжу в 7 см ниже точки баланса. Оставшийся зазор и есть HR. Проще говоря, это жесткость мысков и пяток лыжи.

SVZ - характеристика, показывающая, насколько лыжа отличается от идеального соотношения HR и FA. Значение применяется в производстве для проверки качества подбора лыж в пары. При выборе пары лыж для себя, показатель не имеет значения.

Индекс жесткости FA — это максимальная нагрузка, измеряемая в килограммах, приложенная в 7 см ниже точки баланса, сжимающая лыжу до зазора в 0,2 миллиметра (толщина слоя мази).

Для каждого веса спортсмена, в зависимости от квалификации, особенностей техники и состояния трассы существует достаточно широкий диапазон индекса жёсткости с разбросом в десяток единиц.

оптимальный подбор для конькового хода: вес лыжника + 15 - 25%. 15% для мягкой трассы. 25% для жесткой.

оптимальный подбор для классического хода: вес/2.

Индекс указан в производственном штрих-коде и на боковине лыжи - три цифры, стоящие на небольшом интервале от серийного номера. (для моделей сезона 15/16 индекс указан на отдельной наклейке, 17/18 - на общей производственной наклейке).

Серийный номер пары указан на боковине лыжи (картинка ниже):

202/1353513931 043

202 — длина лыж в см

13 — год выпуска (2013)

5 — жесткость (4 — soft, 5 — medium, 6 — stiff)

35 — порядковый номер недели выпуска с начала календарного года

13931 — серийный номер лыжи

043 — индекс жесткости (FA)

Для лыж сезона 17-18 подбор проводится по этой таблице:

Топовый сегмент лыж производится только в Австрии (от RCR до Speedmax), юниорские Speedmax и Carbonlite. На австрийских лыжах написано «Made in Austria». На украинских лыжах написано «Austria».

Спортцеховые лыжи и предзаказ.

Существует 2 мифа.Первый распространяют производители: спортцеха нет, в обычных магазинах продаются те же лыжи, на которых побеждают на самом высоком уровне. Второй миф (ближе к истине) распространяют продавцы: спортцех есть. Так появляются лыжи "из под сборника", рассчитанные на 100 кг спортсмена, или предложения предзаказа, когда цеховые лыжи будут "изготовлены" непосредственно под вас.

Гоночный департамент у компании Fischer несомненно есть. Индивидуальные изменения при производстве лыж по желанию гонщиков вносятся в конструкцию. Но это касается только гонщиков мировой элиты. На этикетке цеховых лыж содержится больше информации для подбора, и сервисмены из года в год знают, какие лыжи использует тот или иной спортсмен. Но в любом случае, при прочих равных условиях им приходится каждый раз откатывать лыжи и только тесты на снегу могут показать, какая пара лыж работает в эту погоду, в этом месте. Не прошедшие тесты цеховые лыжи непременно попадут в сток. Кто продаст отлично работающую пару с большим остаточным ресурсом (а не "стоячую", многократно перешлифованную и пережженую)???

Предзаказные лыжи - подбор из стока под ваши параметры, об индивидуальном изготовлении речи быть не может. Точно такие же, как в магазине, просто подобранные. На лыжах будет специальная наклейка, на которой можно увидеть все показатели промеров лыжи, не только FA.

На мировом рынке лыжи Fischer занимают лидирующие позиции. Популярны они в России и других странах СНГ. Приспособления отличаются высоким качеством, использованием новейших материалов, а также немалой ценой. Их эксплуатируют ведущие спортсмены и любители, активно занимающиеся лыжным спортом.

О производителе

Фирма «Фишер» основана в далеком 1924 году малоизвестным на то время столяром Йозефом Фишером. Первый производственный цех был возведен в городе Риде (Австрия). Поначалу компания производила различные столярные изделия. Беговые и горные лыжи Fischer начали выпускать только в 1934 году. Сейчас корпорация занимает лидирующие места по изготовлению соответствующей продукции в мире.

На отечественном рынке профессиональные образцы этой марки также в приоритете. Кроме того, предприятие производит лыжные палки, ботинки, специальную одежду и спортивные аксессуары. Основная производственная линейка состоит из тренировочных, любительских, гоночных и горных лыж.

Маркировка

Обозначения ставятся на мыске лыж и на их боковой поверхности. В первом случае это две цифры. Одна из них обозначает вид скользящей поверхности. Холодный тип маркируется символом А5, а теплый - 28. Второй маркер указывает на особенности конструкции. Лыжи Fischer 610 (610Q) ориентированы на мягкий подготовленный тип трассы. Вариант с индексом 115 (1Q) предназначен для жестких и леденистых участков. На боковой поверхности также нанесен ряд цифр. Первая из них обозначает ростовую группу в сантиметрах, вторая - год выпуска продукции. Следующее число указывает на жесткость (может быть 6, 5 или 4 - стифф/медиум/хард). Очередные пять цифр соответствуют номеру партии, а последний индекс - это показатель жесткости.

Особенности

Спектр термических нагрузок, которые имеют лыжи Fischer, подразделяется на две категории, а именно:

  • Холодный тип (Cold) предназначен для использования при температуре ниже -5 градусов по Цельсию.
  • Теплый класс (Plus) рассчитан на эксплуатацию при более высокой температуре.

Фактически второй тип считается более универсальным. Приспособления имеют мягкую основу, которая дает возможность достичь оптимального скольжения на мягкой трассе при высоком показателе влажности. В суровую погоду их можно настроить посредством натирания парафином или специальными накатками. Холодные аналоги на мягком снегу будут скользить хуже, а при морозе ниже пяти градусов этот показатель практически одинаковый.

Горные лыжи Fischer

Модель Speedmax является профессиональным образцом высокого уровня. На подобной модификации выступают самые знаменитые лыжники. В этой серии имеются коньковые и классические вариации. В первом случае приспособления оснащены характерным вырезом в мыске лыжи, что снижает вес модели.

Они оборудованы специальным карбоновым сердечником и обработаны по технологии холодной наклейки скользящей части. Для этого сначала изготавливается основа в формовочной печи при температуре свыше 100 градусов, а затем при комнатной температуре присоединяется рабочая поверхность. Это улучшает скольжение, независимо от погодных условий. Масса такой пары составляет 1,02 килограмма при длине 1,86 метра.

  • Горные лыжи Fischer Carbonlite. От предыдущей серии они отличаются облегченной сердцевиной системы Air Core Carbonlite и технологией производства. Изделие полностью изготавливается в печи. При длине пары в 186 сантиметров ее вес составляет 0,97 кг.
  • Модификация RCS представляет собой предыдущую версию без отверстия в мыске. Использование в конструкции ламинированных элементов и стекловолокна способствует тому, что продукция весит 1,08 кг при стандартной длине (186 см).

Экземпляры для тренировок

Эта категория классифицируется как серия для проведения тренировочных заездов профессиональными лыжниками и любителями с большим опытом. Выпускаются варианты конькового типа и лыжи Fischer Classic. При производстве используются более простые и дешевые материалы. Схема изготовления идентичная элитным вариациям. Такая комбинация позволяет гарантировать высокие ходовые параметры при меньшей цене.

Например, модификация «Фишер» (SCS) обладает универсальной структурой, рассчитанной на разные климатические условия. Упрочненные канты обеспечивают высокую курсовую стабильность, а добавочные вставки на пятках и носках повышают срок службы и жесткость изделия. Дополнительно используется сердечник, состоящий из материала с включением вулканических базальтовых элементов. Масса пары при длине 1,87 метра составляет 1,27 килограмма.

Еще одна модификация для тренировок «Фишер» (CRS) оснащена универсальной конструкцией скользящей части, отличается от предыдущей версии наличием других материалов, а также габаритами. Вес составляет 1,35 килограмма, длина - 187 сантиметров.

Любительские и туристические варианты

В этом классе лыжи «Фишер» подразделяются на коньковые, классические, детские и комбинированные варианты. Они предназначены для эксплуатации начинающими спортсменами, юными лыжниками и прочими людьми, которым нравится обычное катание на таком приспособлении. В изготовлении используются качественные, но простые комплектующие и материалы. При таком подходе обеспечивается сохранение нужных скоростных качеств в сочетании с приемлемой ценой. Среди туристических вариантов выделяются следующие модификации:

  • SC - пара имеет массу 1,38 килограмма и длину 1,87 метра.
  • Лыжи Fischer Sprint LS имеют вес 1,45 кг и длину 187 сантиметров.

Отклики потребителей

Владельцы отмечают в рассматриваемых модификациях массу преимуществ и незначительные минусы. К плюсам пользователи относят надежность, прочность, прекрасную маневренность и скольжение. Кроме того, владельцев устраивает внешнее оформление, возможность приобретения аналогичных дополнительных аксессуаров и широкий выбор, в зависимости от предназначения.

Среди минусов любители и профессионалы отмечают высокую цену, особенно на профессиональные модели. Однако они соглашаются с тем, что качество остается на высоком уровне, благодаря использованию продуктивных технологий и высококачественных компонентов в изготовлении. Беговые лыжи Fischer, отзывы о которых преимущественно позитивные, по праву являются лидером в своем классе, причем как на любительском, так и на профессиональном уровне.

Заключение

Лыжи фирмы "Фишер" приобрели высокую популярность во многом благодаря топовым экземплярам. Они рассчитаны на спортсменов различного уровня и просто ценителей этого вида спорта. Стоит отметить, что детские лыжи Fischer идентифицируются наименованием Junior.

Они отличаются габаритами, но прекрасно подходят для тренировки и перемещения на разных снежных трассах юных лыжников. Несмотря на приличную стоимость, рассматриваемая продукция пользуется спросом по всему миру. Кроме того, лыжи «Фишер» выгодно выделяются сочетанием цены и качества среди ближайших конкурентов.

Разнообразие конструкций коньковых лыж

Изготовители лыж используют разные технологии и старательно защищают их от конкурентов патентами. Кроме того, они имеют разное представление о том, что такое «идеальная лыжа». Это хорошо! Разные зимние условия требуют разных лыж.

Преимущество любителей

Любители не связаны контрактами, как профессионалы. Вас никто не заставит быть верными одной фирме! Ведь это просто неразумно. Пообщавшись в лыжной тусовке, можно выяснить назначение текущих моделей разных фирм. И сделать зрячий выбор. Вам позавидуют профессионалы.

Бывало, когда из вагона прощупанных в магазине пар новейшего Fisher не было ни одной «катучей». К сожалению, часто бывает, что не выбираешь лыжи на конкретные зимние условия, а прикидываешь, на какие условия может поехать данная пара. И иногда не хватает фантазии придумать назначение для некоторых лыж! Даже верхней модели. Они не поедут никогда! И в следующем году замечаешь, что модель заменена на более понятную, условия применения которой видны мгновенно. А название осталось прежним.
У фирм первого эшелона бывают неудачные модели

Ещё одно наблюдение

Современные лыжные технологии подчас оцениваются грубо, «на вес». Чем легче лыжа, тем лучше. Однако, морозная конструкция лыжи – это длинная жёсткая балка, которая в принципе тяжелее короткой балки теплой конструкции, изготовленной по той же технологии. В гонке за весом производители начинают «забывать» о морозных лыжах. И «вспоминают» о них лишь тогда, когда очень хорошо освоят технологию. Спустя пару-тройку лет с начала её использования. Поэтому искать морозные лыжи среди старых, отработанных моделей оправдано. Наилучшая модель – не «революционная», а та, у которой менялась только раскраска лыжи нового сезона. Или всего лишь появлялась малозначимая дырка в носке.

Лыжи фирм второго эшелона

Peltonen, Karhu, Trab, Kneissl – вполне авторитетные торговые марки, иногда даже лидеры на локальных рынках. Эти фирмы не имеют больших рекламных бюджетов, но под этими марками можно найти очень хорошие лыжи с отличным пластиком скользящей поверхности (СП), таким же, как у верхних F, А, R и по привлекательной цене. Брать? Брать! Только верхние модели любого года. Но сначала внимательно смотреть, щупать. Брать ли лыжи фирм третьего эшелона? Нет! Обнаружите мягкий, дешёвый пластик, ужасный ворс на СП, который удастся вычистить как раз тогда, когда лыжа отработает свой короткий ресурс и продавится.

Оптимизация расходов

Совсем необязательно на каждые зимние условия иметь лыжи ТОП-уровня. Надо понять, когда это действительно необходимо. Морозные лыжи нереально найти среди вторых моделей, если только это не Fisher RCS. Среднеморозные лыжи определяют большинство ваших спортивных результатов и правильно, если это будут самые лучшие лыжи, но не обязательно новейшей модели. Теплые (плюсовые, водяные) лыжи не требовательны ни к плавности эпюры, ни к качеству пластика. На тёплых лыжах придётся бегать весной по шишкам и льду. Достаточно правильно подобрать жёсткость и тип эпюры.

Если вы весите не более 60 кг, у вас появляются дополнительные возможности. Под ваш вес можно брать более дешёвые лыжи, и есть шанс, что вы не продавите колодку за сезон. Можно «попасть» на необходимость циклёвки непритязательного пластика. Заодно и структуру нанесёте. (Крупную тёплую структуру лучше доверить накатке. Иначе можно получить стабильно «стоячие» лыжи.) В крайнем случае, обращайте внимание на верхние модели лыж Тиса (владелец Fisher), STS, Marpetti. Это уже настоящее минное поле. Увидите, что такое «лыжи винтом», «пластик волной», «ворс дыбом». Дешёвые лыжи пригодятся всем. Дело в том, что любые беговые лыжи, претендующие на скорость, абсолютно не предназначены для перемещения по глубокому снегу, для прокладки лыжни. Их надо беречь. Дешёвые лыжи позволят укатывать трассу без излишних переживаний. А гоночные лыжи правильно искать среди годовалых и старше верхних моделей Fisher, Atomic, Rossignol, Madshus, Salomon, Peltonen.

Оптимизация касается палок, ботинок, термобелья. Зачем вам дорогие сверхжёсткие палки на мягкой любительской трассе? Да, для палок важен баланс, он лучше у дорогих палок, но у дешёвых он тоже бывает хорош. Прежде чем покупать лыжные ботинки, рекомендуется их мерить. Почему бы не померить и дешёвые, например, ярославский «Spine»? Могут подойти! И карбоновая манжета не нужна! Манжеты из термопластика достаточно!

Термобельё, выставленное в крупном супермаркете, по сути не отличается от термобелья престижных марок. Да и делается на одних фабриках. Антибактериальная пропитка дорогого белья пропадает после стирки. А вы решили не стирать бельё? (Отличный вопрос! Ответы «да» и «нет» значат одно и тоже.)

Маркировка лыж может быть полезна на этапе предварительного отбора. Здесь вам пригодится информация о назначении моделей, собранная другими любителями. С подробностями, как-то: марка, год выпуска, warm/plus/cold, конструкция, структура, дополнительная информация на стикере спортцеха (если есть), оптимальные условия применения. Однако, маркировка лыж, даже спортцеховых, не полно отражает их свойства. А маркировка магазинных лыж способна только запутать. Начнём с того, что под одинаковой маркировкой выпускаются абсолютно разные лыжи. Часто разные лыжи бывают в одной паре! Их объединяют в пары на основе всего одного параметра! Оптимизм людей, покупающих лыжи через Internet, мне непонятен.

Проблемы при выборе лыж

Любители при выборе лыж не имеют возможности посмотреть эпюру, и вынуждены довольствоваться косвенными признаками. Часто выбор приходится делать среди «беспородных» лыж, без маркировки конструкции. Прежде всего, надо выбрать лыжи своей весовки. Дома есть старая удачная пара – надо запомнить её жёсткость при сжатии двумя кистями рук и в магазине не отвлекаться на лыжи не своей жёсткости. Потом отделяем морозные лыжи от плюсовых. Это две крайности в лыжестроении, разница видна сразу. У морозных лыж длинные, размазанные горбы давления, у тёплых – короткие. Многие лыжи имеют мягкие носок и пятку, что укорачивает длину горбов давления, делает лыжи более предрасположенными к теплу. Нет смысла искать среди таких лыж сильно морозные.

Длина колодки вперёд – важный параметр переднего горба эпюры. У лыж на воду она скорее длинная, горб соответственно, короткий (если ещё и носок мягкий), а значит, острый. У моих Atomic WC FL 10/11 warm колодка короткая, но длиннющий мягкий носок. Горб давления короткий. И у моих великолепных Rossignol X-ium S2 05/07 колодка вперёд относительно короткая, однако носок лыжи жёсткий – передний горб давления длинный, лыжи морозные (среднеморозные на практике). Продолжаем жать лыжи руками, наблюдая, как при плавном увеличении усилия сгибаются задники. Плюсовая лыжа быстро начинает гнуться близко к колодке. Эпюра типа С. У правила есть исключение – жёсткая для вас пара с эпюрой ВС тоже будет иметь короткие горбы давления, тоже может оказаться плюсовой. Морозная лыжа сгибается более равномерно с задних концов до края колодки, похоже на смыкание половинок ножниц. Носок и пятка лыж на сильный мороз должны быть жёсткими. Правильный Fisher Hole 115-й конструкции такой. Эти лыжи как минимум среднеморозные.

Нужен некоторый опыт, который приобретается при ручном сравнении лыж, свойства которых проверены на снегу. Такое сравнение позволяет отделить морозные лыжи от плюсовых. Однако таким примитивным методом отделить среднеморозные лыжи от морозных слишком сложно. Остаётся добавить, что найти морозные лыжи под свой вес – огромная удача.

Скользящая поверхность

Какой пластик стоит на СП? Скользкий/нескользкий? На СП могут ставить полиэтилен низкого (ПНД) и высокого (ПВД) давления. На топовых лыжах всегда ПВД. Его спекают из порошка под давлением. Такую СП называют спечённой, синтезированной. На юниорских чаще применяют ПНД. Его выдавливают из расплава через щель – фильеру. Процесс называется экструзией. Полиэтилены по-разному обозначаются, например P-TEX2000 (ПНД), P-TEX4000, Bi 5000 (ПВД). Чем больший индекс имеет пластик (2000, 4000, 5000), тем он более твёрдый. Однако, он более дорогой, при изготовлении лыж его труднее обрабатывать. Отличить СП лыж из ПНД от лыж с ПВД просто: желобок на СП из ПНД вырезают, а из ПВД выдавливают. Т.е., в желобке СП из ПВД нет продольных следов режущего инструмента, его края более пологие, чем на СП из ПНД. На первый взгляд поверхность из ПНД может выглядеть очень привлекательно, может быть покрыта красивой структурой, но желобок всё покажет. ПНД более склонен к образованию ворса при обработке, хуже держит смазку. Однако, многие обладатели дорогих лыж не подозревают о том, что своим неаккуратным обращением с утюгом давно заплавили СП, ПВД в поверхностном слое приобрёл свойства ПНД. Ничего, ездят. У меня есть пара лыж с ПНД, которая великолепно скользит в определённых погодных условиях. Для этих условий подходит эпюра. А эпюра – это главное!

Бывает пластик, который плохо смачивается парафином, он предназначен для плюсовой температуры и марафонов, когда любая смазка может только повредить, набрав грязь или когда нет надежды на то, что смазка продержится достаточно долго. Такой пластик ставят на Rossignol Zynex – четвёртую сверху модель. Хорошие, прочные лыжи.

Об установке креплений

Инструкциями рекомендуется устанавливать крепления таким образом, чтобы ось вращения ботинка совпадала с центром тяжести лыжи. На мой взгляд, такое совпадение необязательно. Линия баланса имеет мало отношения к механическим свойствам лыжи. У лыжи может быть мягкий носок, но жёсткая пятка. Как распределить вес лыжника? Fisher облегчил носок своей модели Hole, оставив пятку прежней. И что с балансом? Ведь это не просто 5 грамм, а 5 грамм на конце лыжи! Максимальный рычаг. А как относиться к тому, что у креплений NNN ось смещена относительно носка ботинка на 10 мм, а у последних SNS RS-17 аж на целых 17?! И что, их можно ставить одинаково со старым SNS? У ботинок Salomon манжета Energizer позволяет лыжнику как бы откидываться назад, дополнительно нагружая пятку. Это надо учитывать! В зависимости от размера ботинка, системы креплений… установка креплений должна отличаться. Есть связанная с балансом проблема: курсовая устойчивость лыжи. Неустойчивость может проявляться при отталкивании и при скольжении на одной ноге. Носок лыжи при отталкивании не должен сильнее цепляться за трассу, чем пятка. И если пятка лучше кантуется, чем носок, то лыжа будет также неустойчивой. Т.о., если на плотной трассе лыжа идёт в боковое смещение (проскальзывает при толчке), то лучше пусть это происходит с лыжей целиком. Подруливающие усилия лыжника не должны быть большими. Точка бокового баланса – это точка равенства моментов сил, действующих на носок и пятку лыжи при боковом отталкивании, при нулевом подруливании ногой, «ловится» только экспериментально. В этом одна из прелестей NIS-платформы. Легко переставлять крепления. Боковой баланс важен на плотной трассе. Особенно кочковатой любительской. И для жёстких «тёплых» лыж с короткими горбами давления.

На мягкой трассе возможна проблема с крутизной передних склонов горбов давления. Лыжа слишком резко подминает снег, тормозит. К сожалению, всё это можно прочувствовать только в процессе обкатки лыжи. Часто по результатам обкатки приходится переставлять крепления. Перестановка креплений позволяет сделать лыжи более устойчивыми, мягкие лыжи чуть жёстче, а жёсткие мягче. При этом новая точка установки креплений не имеет никакого отношения к весовому балансу лыжи! Он просто где-то рядом. Современные коньковые крепления не позволяют лыже свободно болтаться вокруг оси ботинка, положением лыжи навесу управляют флексоры или пружина, весовой баланс неважен!

Тестирование лыж

Самым точным способом понять назначение лыж является испытание на лыжне. Правильно сделанная лыжа обязательно должна поехать в своих особых зимних условиях, может быть, не в одних. И не просто поехать, а поехать лучше всех. Хорошо ещё сузить специализацию лыж, нанеся правильную структуру, подобрав место установки креплений. Катит связка эпюра-структура-смазка, надо подогнать все компоненты друг к другу. Такие лыжи самые скользкие. Универсальных лыж не бывает. Бывают плохо сделанные лыжи, средненько едущие всегда. На универсально плохо скользящих лыжах у вас нет шансов получить необходимые технические навыки. Почаще сравнивайте скольжение ваших лыж в разных условиях, выявляйте их специализацию.


Допустим, все ваши лыжи не подходят под текущую погоду, рассмотрим два варианта:

Настройка лыж

1. Погода теплее той, на которую предназначены лыжи.
2. Холоднее.

Диапазон лыж (определяется эпюрой) можно сдвинуть на тепло, нанеся накаткой крупную структуру поверх имеющейся.
На холод можно сдвинуть, примяв или сциклив структуру.

Смазка тоже изменяет скольжение. Собственно, нанося на не подходящие по погоде лыжи, смазку, соответствующую погоде, вы уже подстраиваете лыжи. Надо делать поправку на то, как плотно снег прилегает к лыже при движении, насколько он пористый для образующейся воды. Чем более свежий, менее трансформированный снег, тем холоднее нужна структура. Более гладкая, чем следует, исходя только из температуры. А на старый снег нужна более тёплая структура. Т.о., свежий снег делает условия скольжения как бы холоднее, требует более холодной структуры, смазки.

На основе данных о температуре и состоянии снега можно немного подстроить лыжи по погоде. Но из тёплых лыж нельзя сделать морозные!

Последнее время все сходятся во мнении, что скольжение лыж в наибольшей степени зависит от их эпюры. А уже потом от структуры и смазки. Так почему любители считают, что можно обойтись всего одной парой лыж, но при этом покупают множество разных парафинов? Где логика?

Удачного выбора на старте!


Что еще почитать