Уницикл из велосипеда своими руками. Одноколесный велосипед в теории и на практике Как сделать одноколесный велосипед

У меня был ветхий поломанный велосипед и я сделал вывод, что из него возможно собрать неплохой одноколёсный велосипед.

Сделать уницикл собственными руками возможно двумя методами:

  • с цепной передачей на базе заднего треугольника;
  • с прямым приводом на базе передней вилки с применением намерено изготовленных подшипников.

Так как я не обожаю делать всё с нуля, то я желал отыскать готовую инструкцию по сборке одноколёсного велосипеда. Но к сожалению в сети не удалось отыскать такую инструкцию, в которой бы употреблялась передняя вилка с цепью.

Наряду с этим может появиться неприятность недостаточной регулировки натяжения цепи и для снятия колеса нужно будет размыкать цепь. Итак, давайте приступим к сборке самодельного уницикла.

инструменты 1: и Шаг Компоненты, нужные для сборки уницикла.

Компоненты:

  • велосипед.

Инструменты:

  • ключ-шестигранник на 6 мм (дабы снять руль);
  • разводной гаечный ключ (дабы снять вилку);
  • гаечный ключ 15 мм (для колёс);
  • инструмент для снятия шатунов;
  • тиски для растяжения вилки;
  • ножовка по металлу (дабы разрезать раму);
  • полукруглый напильник;
  • инструмент для размыкания цепи;
  • сварочный аппарат.

Ход 2: Вырезаем компоненты для самодельного одноколёсного велосипеда.

Вначале нужно подготовить компоненты, из которых будет планировать самодельный одноколёсный велосипед.

Снимите вилку и зажмите её в тисках.

Потом посредством громадного рычага расширьте её примерно до 130 мм.

Это необходимо, дабы она подошла под заднее колесо.

После этого отрежьте от каретки всё лишнее за исключением подседельной трубы. Более шепетильно зачистить раму возможно будет позднее.

У нас оказалось два компонента, из которых и будет состоять будущий одноколёсный велосипед.

Ход 3: Подготовка к сварке.

Два компонента будущего уницикла вначале необходимо.

Счистите напильником краску с каретки.

Посредством полукруглого напильника в верхней части трубы вилки вырежьте гнездо, дабы в него поместилась каретка.

Ось каретки обязана пребывать на одном уровне с осью колеса, дабы линия цепи оставалась прямой.

Ход 4: Сварка компонентов уницикла.

Зафиксируйте надёжно два компонента посредством зажимов и кирпичей.

Я применял дуговую сварку (электросварка электродом), не смотря на то, что она не совсем идеально подходит для сварки рамы велосипеда. Она больше предназначена для заваривания отверстий.

Я бережно сварил компоненты.

Затем я проверил надёжность сварки - зафиксировал оба финиша сборки и стал на неё по центру. К сожалению сборка раскололась на две части.

Дабы повторить сварку, было нужно бы заново зачищать поверхности напильником.

Вместо этого я легко мало подрезал финиш трубы.

Со второй попытки у меня всё оказалось!

Ход 5: Изготовление звезды (необязательный этап).

У обоих звёзд уницикла должно быть однообразное количество зубцов, дабы создать фиксированную передачу. В другом случае на одноколёсном велосипеде будет через чур сложно ездить.

На самой громадной звёздочке на заднем колесе 28 зубьев.

К сожалению на велосипеде доноре было лишь две передние ведущие звезды.

На большинстве велосипедов устанавливается три ведущие звезды, самая маленькая из которых имеет 28 зубцов. Она бы подошла идеально.

Исходя из этого было нужно импровизировать.

Я снял самую громадную звезду с другого ветхого велосипеда.

Дабы снять звезду, необходимо лишь мало ударить по стопорному кольцу против часовой стрелки.

После этого я обрезал переднюю звезду и приварил к ней звезду с 28 зубьями.

При сварке она мало деформировалась. Было нужно её выпрямить посредством разводного гаечного ключа.

Ход 6: Создание фиксированной передачи.

В отличие от большинства велосипедов у уницикла отсутствует трещотка - у него фиксированная передача.

Существуют более аккуратные методы отключить трещотку, для получения фиксированной передачи. Её было нужно, поскольку не обращая внимания на затягивание конусов сохранялся значительный люфт.

Ход 7: Установка цепи.

Я укоротил цепь, но размер был неточным на половину звена. Кроме того половины звена возможно достаточно, дабы цепь была через чур большой либо напротив через чур маленькой.

Обстановка казалась тупиковой.

Я постарался изготовить подробность на базе крепления отражателя и переключателя скоростей, но это не сработало.

Я покопался в собственных инструментах и отыскал половину звена меньшей длины, которая осталась с проекта самодельного чоппера.

Это сработало, но цепь всё равняется всегда слетала.

Нужна было установить какую-то регулировку колеса, которой не было на передней вилке.

Ход 8: Установка регулируемого дропаута.

Я решил добавить дропауты с задней части рамы.

Чтобыперед сваркой прикрепить дропауты к вилке, я их болтами через уже существующие отверстия (смотрите фотографию).

Это сработало. Я бережно приварил дропауты вместе с болтами.

Ход 9: Неприятность слетания цепи.

Установка дропаутов прошла удачно, но цепь все ещё слеталанезависимо от степени её натяжения.

Возможно это происходило из-за:

  • деформации звезды;
  • люфта звёзд, появляющегося при вращении педалей;
  • зубцов на звезде Hyperglide, каковые выточенынеравномерно;
  • ведущая звезда не пребывала в одной плоскости с задней звездой.

Выпив чашечку чая, я отыскал в памяти, что у меня был ещё один набор ведущих звёзд, правда весьма ветхий, но рабочий. Самая маленькая ведущая звезда имела 28 зубьев. Она получила сходу.

Вообще, по части физической нагрузки я пока не вижу конкурента унициклу. Велосипед — нагрузка меньше. Бег — близко, но, лично мне бегать неинтересно, и в жизни я бы не набегал столько, сколько накатал на уницикле. Разного рода тренажеры и прочие платные вещи не рассматриваем.

Уницикл как транспортное средство. Да, да, уницикл хорош тем, что на нем можно тренироваться и одновременно куда-то двигаться. Причем, это можно делать начиная с довольно раннего уровня владения навыком. Средняя скорость будет поначалу выходить чуть ниже скорости пешехода, но вскоре она с ней сравняется, а потом станет выше в разы. Сейчас средняя скорость движения на уницикле у меня составляет около 9 км/ч с учетом периодических проводок пешком на перекрестках и в сложных местах.

Таким образом, я могу сказать, что именно на тренировку, не совмещенную с другой полезной деятельностью, я затратил за все эти месяцы достаточно мало времени, т.к. бОльшую часть пройденных на уницикле километров я прошел по дороге куда-либо. Фактически, улучшение навыка явилось бонусом к преодолению расстояния до целевой точки.

Об эпатаже, привлечении внимания и новых знакомых. Ну, здесь вопрос личных предпочтений. Некоторые люди со мной не согласятся, т.к. считают ненормальным делать что-то, выделяющееся из общего тренда, а если даже допускают, то считают, что это надо делать, не привлекая внимания. Ну, что ж, им путь на уницикл заказан, т.к. невозможно проехать на нем по улице, не собирая на себя взгляды абсолютно всех прохожих.

Лично мне это нравится по ряду причин. Во-первых, наблюдать за реакцией людей мне интересно. Во-вторых, по этой реакции можно вычленить единомышленников и интересующихся. Есть хороший шанс найти в их числе тех, с кем ты на одной волне.

Свежий пример: сегодня меня остановил парень, который, как выяснилось, тоже обладает унициклом. Обменялись контактами.

Как я учился кататься на уницикле

Я не буду пытаться написать всеобъемлющее руководство по обучению, просто опишу мой вполне позитивный опыт.

Начало

Мучительные попытки сесть на одноколесного коня и хотя бы чуть-чуть подвигаться вдоль стены, не заваливаясь ни в одну из четырех сторон. Именно здесь, в самом начале, начинает преследовать мысль, что научиться ездить на этой штуке невозможно, и не лучше ли бросить дурацкую затею?

В ходе безуспешных попыток поехать выявилось два способа обучения:

  • езда по стенке;
  • езда с палками.

Разницы по эффективности между этими способами нет.

Езда по стенке плоха тем, что привязывает тебя к местам, где подходящая по качеству дорога идет рядом со стеной или забором. Далеко не везде есть такие места.


Езда с опорой на палки освобождает от необходимости искать опору. С ними, в принципе, можно проехать достаточно большие расстояния, еще не обладая навыком свободного катания, а будучи способным преодолеть без остановки от силы 5-10 метров.

Стеночный и палочный методы лучше чередовать, чтобы не возникало привыкания к какому-то одному из них.

Так я и катался. Сначала получилось сделать один-два оборота педалей без опоры, потом стали случаться “проблески”, во время которых я пролетал две-три секции забора. И вот, в один прекрасный момент, я вдруг проехал весь забор, ни разу к нему не прикоснувшись. И это была победа.

Тут-то и обнаружилось такое явление как…

Эффект забора

Суть эффекта состоит в том, что уже научившись более-менее сносно кататься без опоры, я продолжал мысленно тяготеть к забору, не будучи в состоянии отъехать от него дальше. Стоило мне оказаться от прутьев ограды на расстоянии, превышающем длину моей руки, вся уверенность куда-то пропадала, и я спрыгивал.

Аналогичная ситуация возникала при достижении конца забора. Вот, казалось бы, я совершенно нормально ровно еду, ничего не касаясь руками. Прутья ограды мелькают справа от меня… и вдруг забор заворачивает под прямым углом, а я оказываюсь на пустом асфальтированном пространстве. Результат — моментальная потеря устойчивости и падение.

Эффект забора и сейчас иногда тяготеет надо мной, когда я стартую от какой-нибудь стены. Теперь он уже не приводит к падениям, но вот эта мысленная привязка: тело какое-то время сохраняет легкий наклон, а рука так и хочет еще разочек оттолкнутья, хотя, на самом деле, система уже вышла на стабильный режим и ни в какой поддержке извне не нуждается.

Похожее явление наблюдается и в отношении палок. Много раз ловил себя на том, что, имея их в руках, я пытаюсь опираться при любом удобном случае, в том числе, и когда в этом нет никакой необходимости.

Эффект чужого уницикла

Этот момент стал переломной точкой в моем обучении: из Москвы приехал мой друг ДенисАнатолич, тот самый, с чьей подачи я когда-то купил уницикл. Приехал он со своим унициклом. Маленьким, с 20-дюймовым колесом (мое — 24-дюймовое).

Разумеется, первым делом я попробовал покататься на чужой машине. Невероятно неудобно! Ноги бешено крутят педали, словно впустую, стартануть от стены получается только с 5-й попытки, короче, ужас.

Примерно такие же чувства испытывал ДенисАнатолич, пытаясь освоить мой уницикл.

Мы уперто протаскались с унициклами весь день, гуляя с ними и ходя по гостям. Немного освоились с чуждой техникой, и ДенисАнатолич уехал обратно в Москву.

Какое же невероятное наслаждение я испытал на следующий день, сев на свой 24-дюймовый уницикл! Сел и поехал с какой-то особенной легкостью. Я всем организмом ощущал, что катаюсь гораздо лучше, чем позавчера. Увереннее, спокойнее, с меньшими энерготратами и почти не виляя. Это действительно был качественный скачок.

Так что, друзья, тестирование чужих унициклов — дело чрезвычайно полезное.

Положение вещей на конец апреля 2014

Итак, с момента возвращения ко мне уницикла прошел примерно месяц, посмотрим, чему я научился.

  • стартовать от любой опоры, в т.ч. и на неровном или мягком грунте;
  • почти неограниченно двигаться по ровной дороге (как быстро, так и в прогулочном темпе);
  • преодолевать небольшие препятствия, не требующие подпрыгивания (канавки водостоков, крышки люков, низенькие бордюры);
  • поворачивать под углами от 90 градусов (стабильно);
  • поворачивать под острыми углами и разворачиваться (пока не отработано).

Иногда возникает странная проблема со стартом: нападает какой-то ступор, при котором я словно напрочь забываю все навыки. Раз за разом пытаюсь отъехать от какой-нибудь опоры, и падаю, падаю (см. видео, предупреждаю: ненормативная лексика присутствует! )

Спустя сколько-то попыток либо после смены опоры, это проходит. В чем причина — непонятно.

В целом, процесс катания на уницикле доставляет мне колоссальное удовольствие. Возвращаясь домой откуда-то я, зачастую, проезжаю еще квартал-другой чисто ради того, чтобы покататься.

Вот как-то даже заехал на такое мероприятие, как «Библионочь 2014», где получил легальную возможность покататься по залам библиотеки им. Пушкина.

О приобретении уницикла

Нужен ли мне уницикл? — Да, нужен, если такой вопрос, вообще, возник. Если вы уже катаетесь на роликах/скейтборде/BMX-е, занимаетесь фаер-шоу или жонглированием и не задаетесь вопросом “а зачем оно мне?”, то уницикл вам просто необходим.

Сколько стоит уницикл? — Диапазон цен очень широк, но нижняя его граница проходит по сумме где-то в 3-4 тыс. руб. В общем, как раз, как половинка велосипеда. К сожалению, покупая некий непонятный Нонейм, вы рискуете попасть в ту же ситуацию, что и я в начале этой статьи. Если посчитать мои затраты на бывший в употреблении уницикл (3000) плюс замену обоих шатунов (700) и втулки (1700), то мы получим, что он обошелся мне в 5400 рублей. За такую сумму можно было бы купить новый. Это мы еще не посчитали замену педалей, т.к. они у меня в хозяйстве имелись, а так это бы добавило еще рублей 600 и вывело итоговую цену на рубеж 6000 рублей.

Где купить уницикл? — В глухой провинции — нигде, по крайней мере, на данный момент. Придется за ним ехать или заказывать из столиц.

Какой диаметр колеса брать? — Я, будучи образцовым куликом, который свое болото хвалит, конечно же, рекомендую 24 дюйма. По слухам, учиться на 20-дюймовом колесе проще. Но, если вы планируете использовать уницикл не только как спортивный снаряд, а и как транспортное средство, то 24 дюйма — это минимум. Лично мне при движении по прямой этого катастрофически не хватает. Если основной упор будет делаться на трюки, то, да, 20 дюймов — подходящий размер. Я вот, например, собираюсь приобрести уницикл с еще большим диаметром колеса — 26 или 28 дюймов.

Что нужно иметь в дополнение к унициклу? — Здесь, как правило, рекомендуют какую-нибудь защиту. Ну, что ж, береженого Бог бережет, поэтому оспаривать не буду. Один раз я сильно ударился коленкой, и будь на мне наколенник, этого бы не произошло. Так что, шлем и наколенники лишними не будут. Говорю чисто теоретически, сам никакой защитой не пользовался.

Но вот что я рекомендую , так это сразу же поставить на уницикл велокомпьютер . Зачем это нужно? Для статистики! Чтобы потом можно было точно сказать, что такой-то результат был достигнут за столько-то часов тренировки и столько-то пройденных километров. Не знаю, как вам, а мне это было бы очень интересно, но, к сожалению, поставить на уницикл велокомпьютер я догадался только вчера.

Про обучение

На эту тему существуют целые трактаты и тысячи роликов на youtube, поэтому еще и мне писать свой туториал смысла, наверное, нет. Впрочем, мои инструкции отличаются краткостью, так что вряд ли вас утомят (если уж вы дочитали до этого места…).

По пунктам обучение выглядит следующим образом:

Однократно: регулируем седло, чтобы в нижнем положении нога была относительно прямая (насколько именно прямая — решать вам). В принципе, я учился при слишком низком седле, что сказывается на повышенной утомляемости. Слишком низкое седло также плохо тем, что провоцирует постоянно привставать на ноги, а это мешает обучению.

  1. Садимся на уницикл держась за стенку.
  2. Пытаемся покататься чуть взад-вперед.
  3. Пытаемся двигаться вдоль стенки.
  4. Делаем то же самое с палками.
  5. Если не получилось поехать самостоятельно, повторяем шаги 1-4.

В общем, если тренироваться, все получится само, однако имеет смысл следовать следующим рекомендациям:

  • спина должна быть прямая и находиться на одной линии с подседельным штырем;
  • в седле надо сидеть всем весом, а ноги должны только крутить педали;
  • нормальное положение при движении — легкий наклон вперед;
  • педали нужно крутить быстро, и их не нужно бояться крутить, т.к. на скорости держать равновесие гораздо проще.

У среднего человека от начала до отрыва от забора проходит 5-10 часов тренировки. Именно так было у меня. Точную цифру назвать не могу, т.к. не засекал. Имейте в виду эти цифры, и не бросайте тренировку, если через пару часов у вас так ничего и не вышло.

Как только начало что-то получаться — пытайтесь кататься по городу. Это гораздо интереснее бесконечного курсирования вдоль одного и того же забора. Сочетание обучения с дорогой по делам — идеальный вариант.

Для полноценного владения унициклом как транспортным средством помимо, собственно, катания и поворотов, нужно овладеть еще двумя навыками:

  • стартом без опоры;
  • запрыгиванием на бордюры.

Но это совсем другая история, и мне до этого еще очень далеко, так что не буду забегать вперед.

Вот, пожалуй, и все. Я считаю, что для базового обучения катанию на уницикле в более подробных инструкциях нет никакой нужды, да и те, что есть, можно заменить одним единственным словом. И слово это “тренируйтесь”.

Тренируйтесь, и, я обещаю, вы будете щедро вознаграждены!

Где в Тамбове тренироваться?

Для тренировки прямолинейного движения удобны малоэтажные относительно безлюдные в вечернее время улочки, типа Базарной (от Интернациональной на юг) или Карла Маркса (на том же участке). Здесь хорошие ровные тротуары, идущие вплотную к домам и заборам, так что не возникает проблем с поиском опоры для старта.

В качестве тренировочной площадки очень удобен участок тротуара напротив магазина “Флешка”. Здесь имеется три крыльца, снабженных пандусами с перилами, и еще одно крыльцо за углом здания, что позволяет курсировать от одной опоры до другой и тренировать повороты.

А вот места возле памятников, облюбованные скейтерами, роллерами и BMX-ерами, для начинающих унициклистов крайне неудобны, т.к. подходящих точек опоры там практически нет.

Это все касается именно тренировки. Когда средняя длина одного пробега начинает исчисляться сотнями метров, а для старта нужна уже не стенка, а любой столбик или деревце, маршрут движения можно выбирать практически любой.

История освоения: продолжение

Статья здесь подошла к логическому завершению, однако, освоение уницикла продолжается. Все дальнейшие свершения я буду фиксировать далее.

Прогресс на октябрь 2014

На октябрь 2014 к перечисленным выше навыкам добавились:

  • повороты под острыми углами, разворот в пределах тротуара, нарезание кругов небольшого радиуса;
  • запрыгивание на уницикл без опоры.

Остальные навыки, естественно, хорошо закрепились.

Избавление от забора или как я освоил фри маунт

Как водится, поначалу сама по себе возможность забраться на уницикл без дополнительной опоры выглядела чем-то совершенно нереализуемым. Но время шло, я катался и периодически обнаруживал, что теперь могу проехать не только по идеально ровной дороге, но и по выщербленному асфальту, и кое-где по грунту.

Никаких особых рекомендаций по тренировке дать не могу, все ясно из видео. Я делал это из положения «седло между ног, нога на левой педали, педаль внизу». Основная проблема при старте — первые доли секунды, когда ты стоишь на месте, и главное — тронуться. Малейшее промедление, и равновесие потеряно. Лечится очень просто — тренировкой.

После первой удавшейся попытки была предпринята серия чисто тренировочных выездов со спешиванием и запрыгиванием через каждые несколько метров. Ну, а дальше — все просто, смотрим видео:

По мере тренировки количество успешных попыток постепенно возрастало и на октябрь 2014 составило заметно больше 50%. Также, как и с маунтом от стенки на начальном этапе, иногда случаются странные провалы, когда запрыгнуть не получается, хоть ты тресни. Есть предположение, что по мере наработки навыка проблема исчезнет.

Вместо заключения

Статья еще будет дополняться, а пока вместо заключения предлагаю вашему вниманию унициклический видеоклип под дивную музыку группы «Несчастный случай».

Это часть плейлиста, включающего все мои видеоролики, имеющие отношение к теме статьи.

Одноколесный велосипед является универсальным тренажером, который позволяет ездоку развить чувство равновесия, координацию движений. Люди, которые предпочитают езду на одноколесных велосипедах, намного проще осваивают горные лыжи, ходьбу по натянутому канату, сноуборд, а также быстрее учатся ездить на заднем колесе обычного велосипеда или мотоцикла.

Одноколесный велосипед - как называется такое средство передвижения?

Правильное название одноколесного велосипеда - уницикл. Когда человек слышит это определение впервые, в его воображении обычно возникает какое-то неимоверно сложное средство передвижения. Хотя каждый из нас неоднократно видел «младших братьев» современных унициклов во время цирковых представлений. Велосипеды, которые состоят из сиденья, пары педалей, а также единого колеса и представляют собой по определению унициклы.

Насколько сложно ездить на уницикле?

Освоить одноколесный велосипед не намного сложнее, чем обычный, особенно если за дело берется бывалый велосипедист. Причем здесь лишь немногое зависит от правильного балансирования. Для передвижения наезднику необходимо своевременно парировать периодически возникающие отклонения, выполняя микродвижения сиденьем, которое выступает здесь своеобразным рулем. Свою роль в изменении положения и направления движения играет также управления педалями.

Вопрос безопасности

Глядя на устройство одноколесного велосипеда, можно подумать, что ездить на таком средстве передвижения крайне небезопасно. Однако в реальности кататься на уницикле в несколько раз безопаснее, чем на двухколесных велосипедах.

Что обычно происходит во время попадания переднего колеса двухколесного велосипеда в углубление при движении на большой скорости? Зачастую наездник перелетает через руль, после чего на него со всей силой обрушивается вес велосипеда. Оказавшись в такой ситуации, наездник уницикла имеет возможность попросту соскочить с сидения вперед, продолжив, таким образом, инерционное движение. Причем происходит это машинально, естественным образом. Поэтому травмы при езде на одноколесных велосипедах получают лишь любители экстрима.

Преимущества уницикла

Одноколесный велосипед способен стать не только находкой для опытных любителей велоспорта, которым уже недостаточно адреналина. Использоваться такой вариант может для удобного передвижения в условиях многонаселенного города с загруженным трафиком.

Помимо прочего, современные унициклы обладают следующими преимуществами:

  • такие велосипеды максимально компактны, что позволяет удобно размещать их в любом свободном углу;
  • при необходимости из уницикла можно сделать импровизированный одноколесный, надежно присоединив его к двухколесной модели с помощью подручных средств;
  • с унициклом можно без проблем зайти в гости, посещать магазины, кафе, развлекательные заведения, офисные помещения, не только брать его с собой, но и пользоваться им в метро, заносить в общественный транспорт (причем оплачивать проезд с моноциклом не требуется, так как расценивать его можно в качестве отдельной части полноценного велосипеда);
  • одноколесный велосипед абсолютно безопасен для своего владельца, необходимо хорошенько постараться, чтобы получить повреждение или травму даже на этапе обучения катанию на уницикле;
  • ввиду высочайшей маневренности и незначительной массы, одноколесные модели велосипедов безопасны для пешеходов;
  • при желании можно сделать одноколесный воспользовавшись старыми запчастями от обычного, двухколесного.

Где разрешено ездить на уницикле?

Представители автоинспекции классифицируют одноколесные велосипеды, как нечто среднее между обычным пешеходом и Официально унициклы не относятся к транспорту и поэтому не должны передвигаться по дорогам общего пользования, подчиняясь правилам движения, установленным для автомобилей.

Ездить в городской черте на уницикле желательно по тротуарам, осуществляя аккуратное движение и выполняя безопасные для окружающих маневры.

Как научиться кататься на уницикле?

Чтобы приобрести навыки уверенной езды на одноколесном велосипеде, требуются тренировки. Начинать желательно с наиболее простых упражнений, не забывая о необходимости использования защитной экипировки: шлема, наколенников, перчаток, налокотников, прочего.

Научиться ездить на уницикле можно благодаря регулярным тренировкам, которые состоят из нескольких этапов:

  1. Сначала необходимо научиться держать равновесие. Использовать для этого можно как современный, так и старый одноколесный цирковой велосипед. Помогать удерживать тело в вертикальном положении может товарищ. Как вариант, можно опираться на стену или надежные опоры. Главной задачей при этом становится приобретение максимально устойчивого положения, находясь в сиденье без движений назад и вперед.
  2. Как только будет выработана уверенная стойка, можно переходить к следующему этапу обучения - передвижению. Чтобы начать движение на уницикле, достаточно легкого, практически неощутимого наклона в необходимую сторону. Одновременно следует начать вращать педали в том же направлении. Скорость движения можно регулировать, касаясь покрышки колеса подошвой ноги.
  3. Третьим этапом является обучение разгону, удержанию скорости и торможению. Чем больше наездник уницикла наклоняет собственное тело вперед, тем с большей скоростью ему придется крутить педали, чтобы сохранить равновесие. Несколько снизить скорость движения поможет наклон корпуса назад. В целом же, нужно уметь находить баланс между телодвижениями и перемещением уницикла.

Естественно, для уверенного и даже виртуозного управления одноколесным велосипедом требуется немалая настойчивость, хорошая сила воли и, конечно же, практика. Ведь без присутствия особого энтузиазма, последовательных попыток и значительных усилий даже научиться кататься на роликах удается далеко не каждому.

Унициклом (или моноциклом) принято считать средство передвижения с одним колесом, проще говоря – одноколесный велосипед. Он состоит из собственно колеса (которое включает в себя оси, втулки, спицы, обод, камеру и шину), шатунов, педалей, вилообразной рамы, седла и подседельного штыря . С технической точки зрения это велосипед с прямой передачей. Уницикл может быть оснащен дополнительным элементами, например, клаксоном, светоотражателями, фонарями, багажником и крылом – все они служат для комфорта и безопасности наездника. Встречаются и такие унициклы, на которых устанавливается вынос (рычаг рулевого управления) и тормоз (рычаг под седлом или обычный тормоз на выносе).

Как научиться кататься

Самый простой способ оседлать уницикл и уверенно на нем держаться – это попробовать езду с поддержкой, когда один человек старается держать равновесие и педалировать, а второй придерживает моноцикл, чтобы тот не накренялся.

Еще один вариант – езда по узкому коридору. В таком случаи стены слева и справа для едущего будут прочной опорой и можно будет полностью сосредоточить внимание на том, как тренировать баланс (пока только в этой продольной плоскости).

Впрочем, такой коридор не всегда оказывается поблизости, поэтому на помощь может прийти забор или туго натянутые веревки. Есть и еще один способ: поставить два стула спинками друг к другу на небольшом расстоянии, в котором разместится начинающий унициклист. Это не поможет сразу поехать, но зато потренирует посадку – а это так же важно, как и сама езда.

Некоторые используют для обучения приспособления вроде лыжных палок, однако большинство катающихся негативно относятся к этому способу, потому что постоянная опора в виде палок только мешает самостоятельно балансировать, а после и вовсе входит в привычку. Более того, при падении лыжные палки могут спровоцировать травмы.

Уницикл своими руками

При должной сноровке можно сделать моноколесо своими руками из имеющихся деталей велосипеда-«донора». В качестве основы (рамы) можно использовать сильную вилку велосипеда, можно заказать уже готовую на заводе – такая рама обойдется примерно в 4 тысячи рублей. Создание уницикла своими руками – это скорее самостоятельная сборка устройства, нежели создание с нуля, которое требует большой практики и понимания принципов механизма. Лучше заказать детали по отдельности и собрать из них уницикил как конструктор. Какие-то элементы подойдут в состоянии б/у, а некоторые, например, втулка, должны быть новыми из магазина. Придется также попрактиковаться в сварочных работах, чтобы на выходе получить готовый к езде надежный и безопасный моноцикл.

Электрический уницикл

Правильнее называть такое устройство моноколесо. Вспышка популярности такого вида транспорта возросла в последние несколько лет, особенно среди городских жителей, для которых одноколесный велосипед – это больше не трюковый цирковой элемент, а удобное средство передвижения в городских джунглях. Моноколесо – это идеальный вариант для перемещения не небольшие расстояния, оно легкое и удобное, а также безопасное, является прекрасной заменой скутерам, скейтбордам или самокатам.

Внутри моноколеса установлен электрический двигатель, аккумулятор и система гидростабилизации. В него строены гироскопические датчики, которые помогают балансировать и распознают наклоны. Максимальная скорость, которую развивает устройство – до 20 км/ч, это поможет избежать падения или сильного столкновения, и при этом будет в 4 и более раза быстрее, чем скорость пешехода.

Никаких навыков акробатики для вождения электрического моноколеса не требуется: если обучение катанию на уницикле требует затрат времени и сил, то чтобы поехать на моноколесе, нужно просто на него встать и нажать кнопку.

А давайте я вам расскажу одну историю. Все началось с этой фотографии. Интересный образец техники правда ли? А судя по снимку сделан очень давно! Почему мы до сих пор не видим на дорогах такие агрегаты? А ведь этот моноцикл (или как их еще называют уницикл) был сделан в Италии в 1931 году и как говорят он развивал скорость до 150 км/ч

Давайте узнаем историю этого транспортного средства.



Сказать, что биография моноцикла «не сложилась», значит согрешить против истины. На самом деле, всё ещё хуже: если не считать партизанских вылазок отдельных изобретателей, серьёзно этим транспортным средством так никто и не занимался. До недавнего времени.



А началось всё, если верить историкам, ещё в 1884 году, когда неизвестный автор предложил концепцию «уницикла», то есть велосипеда с одним колесом.


Однако именно такой уницикл, как изображён в книге Victorian Inventions - «Изобретения Викторианской эпохи», по всей видимости, никогда не был создан.


Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то заметите, что пилот «уницикла» сидит в своём аппарате, словно в клетке, окружённый длинными спицами.


На воздушной тяге.


Хотя, конечно, можно предположить, что сдвоенный обод ведущего и единственного колеса мог раскрываться на две части, словно гигантская устрица... Следующее документально подтверждённое обращение к идее моноцикла произошло ровно через двадцать лет - в 1904 году.



Моно- Карета.


Бензиновый двигатель уже перестал быть диковинкой и автор смог отказаться от использования слабых человеческих ног.


Машина, состоявшая из огромного, почти в человеческий рост, колеса и внутренней рамы с прикреплённым к ней мотором, сиденьем и стабилизирующими колёсиками, была представлена на выставке в Милане и, как писала газета «La Vie de l’Automobile», вызвала восторг почтеннейшей публики. После чего аппарат был благополучно забыт.



Двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия можно с полным правом назвать «золотым веком» моноцикла: с 1923-го по 1937-й были построены и даже запатентованы как минимум шесть конструкций, использовавших бензиновые и даже электрические двигатели.


В 1911 году американец Том Коутс Клинтон запатентовал моноцикл в котором установил толкающий винт.


Самым интересным, пожалуй, можно считать аппарат, названный авторами «Dynosphere» (очевидно, создатели сами испугались грандиозности своего творения). Приняв во внимание слишком низкую устойчивость большинства одноколёсных агрегатов (вспомните, как вы катались в детстве в шинах от грузовиков), они не нашли лучшего решения, чем использовать для его построения как можно более широкую несущую раму.



Колёсико, получившееся в итоге, по всей видимости, стало даже более устойчивым, чем хотелось авторам: редкий двигатель сможет сдвинуть с места такую махину, а уж заставить его свернуть с однажды выбранного направления движения, надо полагать, было вообще невозможно.


Во всяком случае, пилот Dynosphere, изображённый на фотографии, выглядит очень напряжённым...


Короче, старушка Европа и её оторванные от реальности инженеры в очередной раз подтвердили свою полную несостоятельность. Дело продвижения идеи моноцикла снова заглохло на без малого шестьдесят лет, пока за конструирование не взялся американец. Причём, не просто американец, а настоящий байкер! Так сказать, фанатик в полном смысле этого слова. Еще несколько моделей 1920 года.



47-летний Керри Маклин (Kerry McLean) начал с малого: его первый моноцикл, собранный на базе тракторного колеса и оснащённый бензиновым двигателем в сорок «лошадок» с водяным охлаждением, имел внутренний диаметр всего около девяноста сантиметров.


Тем не менее, этот аппарат оказался первым моноциклом, развившим скорость более ста километров в час и первым моноциклом, официально зарегистрированным дорожной полицией штата Мичиган.




Как утверждает сам Маклин, его машина не обнаруживает обычного для других моноциклов недостатка: даже при резком торможении водитель не переворачивается через голову, а лишь немного «клюёт носом». Самую малость.



Конструкция оказалась настолько удачной, что Маклин даже основал собственную компанию McLean Wheel и спроектировал на базе рекордного прототипа менее мощную (всего пять лошадиных сил), но вполне коммерческую модель, которую, заплатив всего $8,5 тысяч долларов, может приобрести каждый любитель экстремальной езды.



Разумеется, американец не остановился на достигнутом и построил ещё пару агрегатов, теперь уже оснащённых V-образной восьмёркой от автомобиля Buick: McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster, который больше напоминает маленький, но злобный вертолёт.


К сожалению, мощность двигателя не указана, но автомобили Buick Wildcat, комплектовались V-образными восьмёрками мощностью от 325 до 370 лошадиных сил.Так что, если всё пойдёт успешно, то в скором времени Керри поставит ещё один мировой рекорд для моноциклов: 160 км в час!


А вот какие мечты были у прошлых поколений конструкторов



Вырезка из журнала 1925 года.



Управляемый с помощью компьютера.



Моно - Автобус.



Представляли даже военное применение этих агрегатов!



Начиная с 1867 года и до настоящего времени, было зарегистрировано и запанетновано порядка 40 основных проектов моноциклов - транспортных средств с одним колесом. Некоторые конструкции были настолько «гениальны» с технической точки зрения, что реализовать их не возможно даже сейчас. И лишь немногим конструкциям моноциклов было суждено выйти в свет. Одним из них, воплощенных в «железе» стал моноцикл Эдисона-Путона (Edison-Puton Monowheel), который был построен в 1910 году во Франции.



Естественно, главной проблемой для моноцикла является его устойчивость. В некоторых современных конструкциях используются гироскопические стабилизаторы, взять например: RYNO, но стоит отметить, что на высоких скоростях такая система вряд ли поможет, тем более, что RYNO всего лишь скутер с максимальной скоростью в 20 км/ч. В любом случае, пока моноцикл не будет оснащен интеллектуальной системой балансировки, езда на нем будет сродни цирковому трюку, с большой вероятностью происхождения несчастного случая, в чем Вы сможете убедиться, глянув видео.



Но, вернемся к нашей основной теме. Моноцикл Эдисона-Путона был восстановлен немцем Фердинандом Шленкером (Ferdinand Schlenker) и в настоящее время находится в полностью работоспособном состоянии. Его единственное колесо приводится в движение бензиновым двигателем De Dion, объемом 150 кубических сантиметров и мощностью 3,5 лошадиных силы.

Дизайнер Бен Уилсон представил на выставке «Человек 21-го века» в Токио свой вариант одноколесного велосипеда. Выставка предполагала решение тех проблем, которые не были решены в прошлых веках и велосипед Бена полностью подходит под условия выставки.



«Я понимаю, что человечество не перейдет разом на одноколесные велосипеды взамен старых, двухколесных. Мое изобретение скорее доказывает, что человек сможет решить любую задачу, за которую ни возьмется» - говорит Бен.





Судя по схеме и фото, используется глухая передача. По идее, без нее невозможна продольная балансировка (?). Также, интересно как дела у него с поперечной балансировкой - на фото он упирается рулем в стену. Центр тяжести низкий, думаю проблем не должно быть. Вообщем, интересный концепт.







Вот смотрите, да это почти половинка обычного мотоцикла! И так может выкрутиться конструкторское решение. Это итальянская модель.



Привет из России.



Например, существует одноколесник RIOT Wheel, который выглядит совершенно потрясающе - такое впечатление, что он только что побывал на съемках какого-нибудь фильма на постапокалиптическую тему. Видеть водителя в таком необычно расположенном месте еще не приходилось.



Джек Льялл (Jake Lyall) из США изобрёл колесо заново («Re Invention Of The Wheel» - «переизобретение колеса»), придав ему функционал моноцикла. Это экзотическое средство передвижения в стимпанковском стиле, Джек продемонстрировал в 2003 году на ежегодном фестивале Burning Man, где такой полет фантазии очень приветствуется.


Во время просмотра видео кажется, что сиденье с водителем удерживается в поднятом положении за счет ускорения. На самом деле, внутри колеса находится тяжелый противовес, а также мотор от скутера Хонда, которые могут менять свое положение внутри колеса, добиваясь баланса. Благодаря перемещению двигателя внутри колеса и принципу "белки в колесе", RIOT Wheel может набирать скорость 46 км/час.Устойчивости одноколеснику придает не только ширина колеса и вес конструкции (почти полтонны), но и установленный гироскоп. Повороты на RIOT Wheel представляются с большим трудом, но какие-то наработки в управлении есть - за счет наклонов гироскопа и сиденья.



Колесо своё Льялл построил специально к очередному (2003 года) ежегодному фестивалю Burning Man, который проходит в течение недели в американской пустыне Black Rock.Тут не избежать и пары слов о фестивале, прекрасно характеризующем автора изобретения.На этот форум съезжаются десятки тысяч людей, у которых, как мы бы сказали «шило в одном месте». Скучно им быть такими, как все. Нужно им самовыражение. В творческой и конструктивной, заметим, форме.Вот и появляются раз в году в пустыне диковинные светящиеся замки и необычные скульптуры, загадочные машины и прочие продукты деятельности неуспокоенных личностей.


В отличие от известных моноциклов, водитель RIOT Wheel сидит не внутри колеса, а снаружи. Впереди. Со стороны кажется, что он должен упасть. Что при резком разгоне он опрокинется на спину, а при торможении - уткнётся носом в землю. Но ничего подобного не происходит, как нетрудно догадаться, из-за противодействия хитрой системы грузов, упрятанных внутри колеса.


Собственно, главных противовесов два. Один - специальный груз (204 килограмма) на конце «крана» - системы рычагов, автоматически занимающих нужное положение.


Второй противовес - это двигатель (ДВС, 80 «кубиков», 4 такта, 6 лошадиных сил, Honda), способный менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса.


Ещё есть гироскоп (весом 30 килограммов), вращающийся в вертикальной плоскости, но способный отклоняться по горизонтальной оси, отзываясь на поворот рукояток управления. Он служит в роли «руля».Также управлению машиной способствует кресло водителя, отклоняемое в стороны на 15 градусов.Основной противовес занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя. Независимо от того - стоит колесо на месте или едет.


Заметим попутно, что весьма широкая шина (наряду с гироскопом) также способствует устойчивости конструкции в «стартовом» положении, когда кресло водителя на специальной раме отрывается от земли. ДВС же сам отклоняется вперёд (при разгоне) или назад (при торможении), пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту.


Схема моноцикла Льяллы. A - рама, B - сиденье, C - ручки контроля над двигателем, гироскопом и «краном», D - ДВС, E - трансмиссия, F - тормоз, G - главный противовес, H - гироскоп, I - бензобак, J - шина шириной 50 сантиметров (иллюстрация с сайта popsci.com).Вся механика рассчитана так, чтобы автоматически удерживать центр тяжести всей системы в нужной точке: перед осью колеса во время разгона и равномерного движения, позади оси при торможении или под осью - во время остановки без опускания кресла на землю.


Отклонения центра тяжести, говорит инженер, достаточно для реализации полного крутящего момента ДВС и интенсивного торможения вплоть до юза. Вес всей машины составляет 500 килограммов, скорость - примерно 46 километров в час.


Положение центра тяжести системы (красная точка), водителя, двигателя (синий квадрат) и противовеса (зелёный сектор) при посадке, положении готовности, разгоне и торможении (иллюстрации с сайта theriotwheel.com).Сейчас под «завесой тайны», как шутит изобретатель, Льялл строит RIOT 2 и RIOT 3.


Они будут существенно (примерно вдвое) легче, чем первый образец, и приводиться в движение уже не слабеньким ДВС, а здоровенными электродвигателями мощностью 30 и 200 лошадиных сил соответственно. Один из этих аппаратов (третий) должен стать самым быстрым в мире моноциклом. Кстати, насколько нам удалось узнать, действующий рекорд для моноциклов - 85 километров в час.


На этом снимке можно разглядеть кое-что из начинки RIOT Wheel.


К слову, об испытаниях другого американского монстра - моноцикла McLean V8 monowheel, с восьмицилиндровым двигателем от легкового бьюика, на полную скорость - пока что-то не слышно.



Один испанец, увлекавшийся историей создания велосипедов, решил воссоздать моноцикл образца 1873-го года. Для этого он изучил массу информации и документов 19-го века, и использовав технологии тех времен, смог воплотить свою мечту в реальность, создав свой потрясающий шедевр – точную копию моноцикла 1873-го года, изобретенного во Франции



Для создания этого уникального транспортного средства были использованы стальные и бронзовые детали, дерево (дуб), кожа. Интересно и то, что на нем можно ездить, т.е. девайс полностью функционален. Изобретатель выставил свое произведение на продажу, стартовая цена – 13 тыс. долларов.







А вот например такой вот концепт.



Унициклы разрабатываются и проектируются уже достаточно давно. Отличие концепт от Yamaha от многих других ему подобных – в принципе и в размере. Здесь пилот сидит не НА, а В этом самом одноколесном транспортном средстве.


Колесо очень большое. С гладкими зеркальными элементами. Выглядит очень и очень футуристично. Существует пока только на картинке и в дизайнерских программах.
Автор проекта – японский дизайнер Юдзи Фудзимура (Yuji Fujimura). Причем в Yamaha отмечают, что заказали этому авторитетному человеку разработать дизайн этой ультрасовременной модели не просто так, а с прицелом на коммерческое использование – чтобы когда-нибудь в будущем подобные колеса действительно смогли начать колесить по улицам!


Вот где то в Японии придумали такой вариант.







Иранский художник и дизайнер Mohammad Ghezel представил футуристический концепт электромобиля. eRinGo выглядит как передвижная бочка с пивом и напоминает вращающегося воина-друида из первых серий звездных войн.


В eRinGo, который пока еще является только компьютерной моделью, по идее должны размещаться два человека. Электромотор вращает три кольца по окружности этой гондолы. Аналогично Segway интегрированный гироскоп обеспечивает стабильность eRinGo во время движения.


В движение это устройство приводится с помощью одного – центрального кольца, диаметр которого больше, чем у боковых, обеспечивающих дополнительную стабильность, а также позволяют круто войти в поворот.



В Иране Ghezel уже известен. За свои две предыдущие работы он получил награду дизайнерского конкурса Iran Khodro Design Competition, на котором выставляются самые большие иранские производители автомобилей.


"Я люблю футуристичный дизайн и верю в то, что в принципе все возможно", - рассказал Ghezel американскому Интернет-изданию "Wired". "Актуальные технологии легко можно обнаружить в современных автомобилях, но мы можем сами создавать будущее. Возможно, это подвигнет инженеров и ученных к разработке наших идей"

Что еще почитать